«Написать «топор» про топор — это тоска. Ты владеешь словом только тогда, когда твоё описание ведёт к догадке: «Ба! Да это топор!»»
На днях мой коллега-сценарист рассказал мне один до гениальности лёгкий и забавный сюжет. И спросил:
— Угадаешь, какой компании я его продал?
Угадала быстро, со второй попытки. Он отчего-то захохотал — так по-детски светло, ненаигранно, сквозь смех я разобрала что-то вроде «Леныч, супер». А потом он выдал фразу про топор.
Наконец до меня допёрло, чему он так обрадовался.
Историю сегодня подменяют информацией.
В чём отличие? В истории всегда есть элемент НЕОБЪЯСНИМОГО. Поле для творчества зрителя-читателя. Так писал Хэмингуэй — этим он и гениален, точно отмеренной недосказанностью. Такой, что заставляет воображение дорисовывать — и вот вы уже обмахиваетесь веером версий, сами не заметив, как это случилось…
А в информации всё объяснено и разложено по полочкам. Всё ясно и от того зубодробительно скучно. Аж страшно. Так страшно, что хочется выть и кататься по полу от безысходности. Ясно ж, чё — это вот чёрное, а это серое, а вон то красивое бело-голубое тоже есть, но оно не для тебя. Так же нам объясняют обычно?
Искусство рассказывать истории почти утрачено. Я бы сказала, его изничтожают намеренно. Ведь тот, кто им владеет — владеет ВНИМАНИЕМ. Тем, за что насмерть бьются все СМИ мира. Думаю, не надо объяснять, зачем.
К чему я это?
Захотелось поделиться со всеми, кто через слово с экрана хочет дружить с миром так, чтобы слушали и слышали, идеей упражнения для развития навыка рассказа историй.
Назову его незамысловато — «Каша из топора».
А суть — вы уже, наверное, догадались — такова: берем любое слово и, не называя, описываем так, чтобы читатели догадались, о чём речь.
Поехали. Пишем описания в комментариях и угадываем. Если что-то не понятно — спрашивайте, разъясню.
P.S. Мастерство сторителлинга — как и любое другое — приходит по крупицам. Только тренировкой. Не верьте тому, кто болтает про «врождённые способности». Врёт. А вот зачем — большой вопрос).
Приходите на наши встречи в Творческих гостиных, разберёмся и потренируемся.
Елена Гусева –
Играющий тренер по продающим текстам