Эмоции, чувства пронизывают все сферы нашей жизни. Они раскрашивают нашу жизнь, придавая ей вкус, цвет, объём, глубину и неповторимость.
Взаимодействуя со своими эмоциями, мы взаимодействуем с самой жизнью.
Если вы выражаете свои эмоции открыто и свободно, дружите с ними и внимательно прислушиваетесь к ним, то каждая говорит вам о том, что происходит у вас внутри. Радость, печаль, страх, восхищение, ревность, негодование, обида, любовь, сострадание – негативная или позитивная эмоция — неважно, все имеют право быть.
Но, многие могут вспомнить, что с детства нас учили скрывать свои эмоции, особенно это относится к мальчикам. Взрослые делали это, опираясь на социальные нормы. Нам внушали, что ярко одеваться, громко разговаривать, высказывать своё мнение, если тебя о нём не спросили и т.д. и т.п. неприлично. Это говорит «о плохом воспитании». И действительно, тихий, незаметный человек очень удобен для общества. Это тот самый «винтик», которым можно прекрасно манипулировать.
Сейчас ситуация несколько изменилась — люди стали более свободны в выражении своих чувств, многие уже понимают важность преобразования негативных эмоций в позитивные. Однако желание «быть хорошим», или просто им выглядеть, соответствовать ожиданиям других людей, всё ещё часто имеет место.
Вот многие люди и научились скрывать свои эмоции или блокировать их. И для них это часто оборачивается боком.
Эмоции — это движущаяся энергия, а всякая блокировка энергии приводит к разрушительным результатам. Особенно когда это касается негативных эмоций.
Каждому человеку свойственна агрессивность той или иной степени, и подавляя её, мы не решаем проблемы, а просто из активных агрессоров превращаемся в пассивных. Человек «воспитанный» будет натянуто улыбаться в некомфортной для него ситуации, делать вид, что ничего не произошло. Но сколько времени это может продолжаться, или сколько раз? Злость, обида всё равно будут стремиться прорваться наружу, причём в наиболее неподходящий момент – когда вокруг могут оказаться ни в чём неповинные, а может быть и вовсе незнакомые люди.
Пассивный вид агрессии наиболее разрушителен, т.к. незаметно оборачивается против самого её носителя. Заблокированные негативные эмоции становятся причиной многочисленных болезней, в т.ч. неизлечимых, травм, аварий и т.д. и т.п.
Кроме того, становясь пассивным агрессором, человек постоянно обманывает себя: он отказывается от своего мнения и искренних чувств в пользу общепринятой вежливости, ожиданиям и мнениям о нём окружающих.
Это даёт возможность другим людям, более сильным, манипулировать им, навязывать свои убеждения и мнения, заставлять делать то, что выгодно им.
Например, ваша подруга просит оценить купленное платье. Вам оно совсем не нравится, но вы боитесь её обидеть и говорите то, что она хочет услышать. Вроде бы и ничего не случилось, но если кто-то вдруг ей скажет: «Что за бредовое платье ты купила?», она обвинит вас во лжи. Или кто-то подарит вам то, что вам совсем не нравится. Вам придётся вслух восхититься этим, а потом запрятать поглубже, и потом снова врать на вопрос почему, например, вы это не носите? Или руководитель из каких-то сострадательных причин не говорит сотруднику, что работа выполнена недостаточно хорошо.
Так запускается цепная реакция манипулирования одного человека другим. Вас поймали на неискренности, и не сомневайтесь, воспользуются этим при первом удобном случае.
Американские психологи даже выделили наиболее распространённые типы людей, которые «цепляют на крючок» пассивных агрессоров.
- «Добрая мамочка».
Всё время вмешивается, предупреждает каждое ваше желание, никогда не кричит и не возмущается. Зато чуть что не по ней, демонстративно показывает, как её обидели. Потакая ей, вы теряете право на самостоятельный выбор в жизни. Если хотите её унять, то докажите поступками, что не нуждаетесь в няньке
- «Непонятливый».
Делает всё не так, как его просили, а потом ещё и удивляется: «Вы же так объяснили». В эти игры часто играют сотрудники, но и в личной жизни такие люди встречаются. Не считайте себя виноватым, он прекрасно всё понял. Просто люди склонны воспринимать всё так, как им удобно. Давая какое-то поручение, требуйте, чтобы сотрудник, или другой человек, повторил задание.
- «Опаздывающий».
Часто приходит на 30, а то и 40 минут позже, чем положено. Скажите, что для него установлен предельный срок, после которого он может не трудиться приходить.
- «Откладывающий дела на потом».
На всё машет рукой: «Куда торопиться? Успеем». Очень часто своей расхлябанностью он срывает планы и подводит окружающих. Ему тоже нужно устанавливать сроки.
- «Беспомощный».
Всё время льёт слёзы, что ничего не умеет и ничего не может. Постоянно требует, чтобы ему помогали, а лучше – вообще всё за него делали. Скажите ему, что вы ему не верите, и что он всё может, что он сильный, ловкий и т.п. Слёзы сразу высохнут. Тут важно понять, что человеку нужно – кнут или пряник, и обеспечить ему это.
- «Сомневающийся».
Никогда ни в чём не уверен, ему нужно всё оговорить, всё много раз перепроверить. С ним время идёт, а дело стоит. Его нужно либо игнорировать, либо рассердиться – с ним бесполезно дискутировать.
- «Скупой на похвалу».
Это вечный ворчун. Что ни сделай – всё плохо. Не волнуйтесь, дело не в том, что вы ни на что не способны, просто он привык так относиться к людям. Спросите его напрямую: «Что я делаю не так?» И если он не сможет дать чёткого ответа, то попросите его больше вас не беспокоить.
Нам нужно не стесняться своих чувств, а уважать их, как естественный процесс в жизни. Нужно позволить себе и радоваться, и грустить, покричать если рассержены и открыто восхититься прекрасным цветком. Но также и нужно найти такой способ выражения наших чувств, который не повредил бы остальным.
Об этом в одной из следующих статей.
Галина Зайцева —
ваш гид в прекрасную жизнь безграничных возможностей